В настоящее время большую роль в социальной жизни уйгурской общины играет «жигит беши». Это своего рода выборная должность, на которую сходом общины назначается уважаемый человек, в совершенстве знающий все обряды и обычаи, обладающий организаторскими способностями. Похороны.
Ныне расширились и функции «жигит беши». Теперь его избирают не только на отдельном «мяшряпе», но и в целом махалля. Он принимает и в соблюдении других обрядов. Особо это относится к обряду похорон. «Жигит беши» является организатором похорон, поскольку похоры у уйгуров – это не только дело семьи покойного, но скорее всей общины, в которой он жил.
Похороны обставляются с особым уважением к покойному. Погребение происходит на второй день после смерти. О постигшем горе домашние тотчас же извещают родных и знакомых, которые немедленно собираются в доме усопшего.
Во время похорон женщины покрывают головы белыми платками. Мужчины в знак траура повязвают белые кушаки. В соседних комнатах от той, где лежит тело располагаются женщины и оплакивают умершего. Мужчины плачут во дворе или перед домом, встречая соболезнующих.
Перед погребением тело покойного обмывают. Для этого назначают четырех человек из родственников и желающих. Омовение считается делом благодатным, поэтому желающие всегда находятся. У головы усопшего всегда находится родственник по отцовской линии. Он или она руководит действиями остальных, льет воду из кувшина. Остальные распределяются по частям тела, верхнюю омывает один, среднюю – второй, нижнюю – третий. После погребения эти люди получают в память об усопшем его вещи, головной убор, рубашку и обувь.
После омовения к телу допускают людей для прощания, открыв при этом лицо. Тело заворичивают в белую ткань, «кепин», предварительно одев на него сшитую накануне белую рубаху и штаны или платье.
Вслед за прощанием тело покойного выносят из дому в «тауте» (носилки, имеющие дугообразное крепление). «Таут» устанавливают вне дома и совершают намаз (молитву). При завершении намаза, молодые мужчины, встав с колен, берут «таут», и несут, по переменно меняясь, до самого кладбища. Женщины остаются дома.
Могилу выкапывают с утра молодые парни. Копают, как принято у уйгуров, с внутренне нишей в восточном обрыве ямы, немного выше дна с боку. Тело укладывается в нишу, так чтобы лицо было обращено немного на запад. Затем отверстие ниши закладывается кирпичами и могила засыпается землей.
После похорон проводятся поминки в три, семь, сорок дней и год. До трех дней в доме покойного ничего не готовят. Считается, что до трех дней душа умершего витает дома и может оскорбиться – «эрва корилиду». Пищу приносят родственники, близкие и соседи. Родные покойного до семи дней ничем не заняты. Они только оплакивают усопшего. Всю работу по проведению похорон и поминок возлагают на себя близкие. Во всех общинах имеется посуда, купленная на деньги общины. Есть «таут», столы, скамейки, лопаты и все необходимое для отправления обряда.
В семь дней близким родственникам снимают траур, кушаки и платки, и друзья и родственники развозят их по домам, приготовив в их доме поминальный обед. Активное участие во всем в эти дни принимают друзья по «мяшряпу».
До сорока дней в доме покойного горит свет в память о нем. Каждый вечер родные собираются в этом доме, читают молитвы и готовят поминальные лепешки («жит»). Женщины в течение сорока дней навещают родственников умершего, принося с собой готовые блюда.
Годовщину близким родственникам дарят подарки («карлик») и снимают траур.
Среди обрядов самым сохранившимся и консервативным является обряд похорон. Свадебный же и наряду с ней детский подверглись влиянию времени, хотя во многом не изменяют традициям. Отправление обрядов уйгуров разных регионов имеет свои местные особенности, не имея при этом принципиальных различий.
Источник